Ту-95 (изделие "В", по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны. Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. В эксплуатации с 1956 года. 30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолетов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров, над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе. |
ЭксплуатацияФормирование 106 ТБАД в Узине (Киев) началось в 1955 году. В конце года был сформирован первый полк дивизии - 409 ТБАП. Он эксплуатировал Ту-95, Ту-95М, Ту-95МР, Ту-114, Ту-116 до 1986 года, затем перевооружился на заправщики Ил-78. Второй полк дивизии - 1006 ТБАП, был сформирован в 1956 году (самолёты Ту-95К, Ту-95КМ и Ту-95К-22, с 1985 года - Ту-95МС). Также в Узине был сформирован 1223 ТБАП новой 79 ТБАД (1956 год), а затем и 182 гв ТБАП на Ту-95К (в дальнейшем - Ту-95КМ и Ту-95К-22). 182-й полк базировался в Моздоке, к концу 1988 года был перевооружен на Ту-95МС, после развала СССР переподчинён дивизии в Энгельсе. 1223 ТБАП в 1957 году, вместе с управлением дивизии перелетел в Семипалатинск, имел на вооружении Ту-95, Ту-95М, Ту-95МР, Ту-95В, Ту-116. Полк первым в ДА перевооружался на Ту-95МС в 1982 году. Второй полк дивизии - 1226 ТБАП летал на Ту-95, Ту-95м и Ту-95К-22, с 1984 года - на Ту-95МС. Базировался в Семипалатинске. 106 ТБАД работала по северному направлению, вплоть до Арктики, тогда как машины 79 ТБАД предназначались для ударов по целям на юге - базам НАТО в Азии и в акватории Индийского океана, а в дальнейшем, и по целям на территории КНР. Несколько самолётов (отряд) постоянно находился в состоянии боевого дежурства. Для оперативной подвески крупногабаритных ядерных боеприпасов оборудовались стоянки с траншеями - в полках боевое дежурство называли - "на яме". Первоначально на вооружении 95-х были трёхмегатонные бомбы "изделия 37", которые впоследствии заменили более крупногабаритными двадцатимегатонными изделиями - отсюда и дежурства "на яме". Из-за большой разницы во времени подхода американских бомбардировщиков с авиабаз НАТО в Европе и Азии к целям в СССР и советских Ту-95 со своих аэродромов до целей на территории США, в ВВС СССР начали отрабатываться методы "вывода из под удара". Имелось ввиду, в случае нападения, рассредоточение самолётов на оперативные аэродромы, в том числе и специально оборудованные снежные аэродромы в Арктике ( первые исследования производились на станции "Северный полюс-2"), и затем нанесение ответного "удара возмездия". По этой теме было выполнено достаточно много исследований и практических работ. Также в 60-х годах выполнялись маловысотные полёты групп бомбардировщиков на "прорыв ПВО". Специально подготовленные экипажи строевых частей выполняли полёты на высоте нескольких сот метров, ниже зоны видимости РЛС того периода. Ту-95МР (всего построено 4 самолёта) вели регулярную разведку в Атлантике, а затем и в Тихом океане, для чего самолёты перегонялись на северные и дальневосточные аэродромы СССР и на бывшие американские авиабазы во Вьетнаме (Дананг, Камрань). В дальнейшем для выполнения этих задач были сформированы два полка ВМФ на самолётах Ту-95РЦ - 392 ОДРАП в Кипелово (Вологда) и 304 ОДРАП в Хороле (Приморский край). Интенсивность разведполётов Ту-95РЦ была настолько высока, что моряки НАТО стали называть самолёт "Восточный экспресс". После перевооружения на Ту-95МС были выполнены демонстрационные полёты - беспосадочный облёт по периметру границ территории СССР и полёт к границам США и Канады через Северный полюс. "МС-ы" поступали в 106 ТБАД и 79 ТБАД, меняя старые модификации Ту-95. Относительно свежие ракетоносцы Ту-95К и особенно Ту-95К-22 перебросили на Дальний восток, где в Амурской области (Украинка) была сформирована 73 гв. ТБАД, с составе двух полков - 40 гв. ТБАП и 79 гв. ТБАП. Целями самолётов дивизии были авианосные ударные группы (АУГ) в Тихом океане. После развала СССР полки из Казахстана удалось перегнать в Россию. В 1998 году Украина приступила к уничтожению доставшихся ей в наследство стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства, но после переговоров Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 (и партию крылатых ракет) взамен на списание части долга по закупкам газа. Три самолёта Ту-95МС в Украине оставлены - два, якобы в качестве лабораторий, третий - как музейный экспонат, все остальные порезаны. В РФ сформирована 37 Воздушная армия авиации стратегического назначения из двух дивизий - это 22 гв ТБАД в Энгельсе (Саратовская обл.), в составе которой 121 гв. ТБАП на Ту-160 и 184 полк Ту-95МС-16. Вторая дивизия - 326 гв. ТБАД в Украинке (Амурская обл.), в составе 182 гв. ТБАП и 79 ТБАП. Самолёт Ту-95К №48000001 передан в Челябинское училище штурманов. Самолёт Ту-95 зав. №5800101, дата выпуска 31.08.55 г., выставлен в музее ВВС в Монино. Самолёт Ту-95КМ №63М52607 эксплуатировался в качестве летающей лаборатории в ГК НИИ ВВС во Владимировке, по программе испытаний орбитального ракетоплана "105.11". По неполным данным, за время эксплуатации разбилось 25 машин типа Ту-95 разных модификаций. |
|
|