Дата
|
Мод.
|
Бортовой номер
|
Командир
|
Место катастрофы
|
Погибло
|
11.05.1953
|
Ту-95/1
|
|
Перелёт А. Д.
|
|
3
|
В 17-м испытательном полёте произошло разрушение редуктора 3-ей силовой установки и возник пожар. В катастрофе погиб экипаж лётчика-испытателя Алексея Дмитриевича Перелёта. А. Д. Перелёту посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза за вклад в создание Ту-95.
|
24.11.1956
|
Ту-95
|
|
|
|
7
|
Разрушение турбины двигателя НК-12. Экипаж погиб.
|
16.03.1957
|
Ту-95
|
№ 6800310
|
|
|
7
|
Катастрофа самолёта.
|
20.09.1959
|
Ту-95
|
№ 6800305
|
|
|
7
|
Катастрофа самолёта.
|
05.01.1963
|
Ту-95К
|
№ 8802004
|
|
|
7
|
Катастрофа самолёта.
|
25.08.1965
|
Ту-95М
|
№ 7800504
|
полковник Тропынин
|
409 ТБАП г. Узин
|
7
|
Экипаж выполнял полёт парой с самолётом м-ра Иванова на прорыв ПВО и двигался со стороны моря в направлении г. Одесса. В ходе выполнения противоракетного манёвра с креном 30° и одновременной стрельбой противорадиолокационными патронами из верхней пушечной установки создались условия, при которых открылись замки заливных горловин хвостовых фюзеляжных топливных баков, расположенных недалеко от среза стволов и произошёл взрыв паров керосина от пороховых газов пушечной установки. Экипаж погиб.
|
25.08.1965
|
Ту-95
|
№ 4800003
|
майор Иванов
|
409 ТБАП г. Узин
|
7
|
Экипаж выполнял полёт парой с самолётом п-ка Тропынина на прорыв ПВО и двигался со стороны моря в направлении г. Одесса. В ходе выполнения противоракетного манёвра с креном 30° и одновременной стрельбой противорадиолокационными патронами из верхней пушечной установки создались условия, при которых открылись замки заливных горловин хвостовых фюзеляжных топливных баков, расположенных недалеко от среза стволов и произошёл взрыв паров керосина от пороховых газов пушечной установки. Экипаж погиб.
|
20.07.1967
|
Ту-95РЦ
|
65МРЦ204
|
|
304 ОДРАП Хороль
|
7
|
Катастрофа самолёта.
|
15.01.1971
|
Ту-95РЦ
|
401
|
подполковник Растяпин А.
|
392 ОДРАП Кипелово
|
7
|
Самолёт упал при выполнении ночью тренировочного полёта над Баренцевым морем. Предположительно — пожар двигателя.
|
03.09.1971
|
Ту-95РЦ
|
63МРТС003
|
П-к Гладков
|
392 ОДРАП Кипелово
|
7
|
Командир полка разбился при заходе на посадку. Упал не дотянув до ВПП, при видимости — «0».
|
04.08.1976
|
Ту-95РЦ
|
66МРТС304
|
М-р Красносельских А. И. 2 кл.
|
392 ОДРАП Кипелово
|
7
|
Самолёт м-ра Красносельских упал в 20 ч 15 мин (время — гаванское) у побережья США (о-в Ньюфаундленд) при перелёте с о. Куба на Кольский полуостров (Гавана-Оленья) в Атлантическом океане. Через 6ч20мин. после взлёта произошло сваливание при изменении эшелона с 8700 до 9 000 м. Экипаж пытался вывести самолёт, но он оставался неуправляемым, а перегрузки не дали возможности экипажу его покинуть. Ведомый экипаж снизился до 300 м, но места катастрофы не обнаружил. Поисковая группа кораблей нашла отдельные части с-та, останки членов экипажа и документы. Наиболее вероятная причина катастрофы — штопор после попадания в спутный след пролетевших перед ними по международной трассе самолётов. Расшифровка МСРП-12 подтверждает попытку справиться с внешними возмущениями и попытку парировать их. В дальнейшем, после достижения вертикальной перегрузки 1,8 произошло сваливание. Ещё предположительная версия — пожар двигателя
|
06.08.1976
|
Ту-142
|
|
л-т Хазагеров В. М. б/кл., инстр. м-р Морозов В. П. 1 кл.
|
76 ОПЛАП Кипелово
|
6
|
В 16ч 27мин кандидат на должность КК л-т Хазагеров ВМ с инструктором Морозовым ВП днём, ПМУ, выполняли контрольный полёт по коробочке, оперативный аэродром Североморск-1. После касания ВПП при Vпробега 280кмч, пробежав по полосе 740 м, с-т развернуло вправо. Пробежав по грунту 450 м, с-т свалился в старую бомбовую воронку, заполненую водой, разрушился и частично затонул.
|
05.10.1976
|
Ту-95РЦ
|
№ 6800306
|
М-р Мальцев В. В.
|
1023 ТБАП
|
7
|
Экипаж после выполнения маршрутного полёта ночью из-за ухудшения метеоусловий был направлен на запасной аэродром Алма-Ата. После прохода створа ВПП экипаж руководствовался командами диспетчера. На дальности 12 км диспетчер круга передал экипажу: «На глиссаде находитесь». При очередном довороте по команде диспетчера круга на курс 270град. самолёт на удалении 7800 метров от торца и 3650 метров слева по заходу от оси взлётно-посадочной полосы (ВПП) с креном 30 градусов и со снижением, столкнулся с верхушками деревьев и линии электро-передачи, имеющей превышение относительно торца ВПП в 111 метров. Самолёт разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
|
05.10.1976
|
Ту-95РЦ
|
№ 5800205
|
|
1023 ТБАП
|
7
|
Катастрофа самолёта.
|
28.08.1977
|
Ту-95К
|
№ 6802301
|
Ст.л-т Попов П. Ф.
|
182 ГТБАП Моздок
|
9+3
|
28.08.1977
|
Ту-95К
|
№ 9802010
|
Ст.л-т Бибишев А. В.
|
182 ГТБАП Моздок
|
7
|
Экипажи в составе трех самолетов ТУ-95 при выполнении группового полёта днём, по маршруту, в плотных боевых порядках, через 2 часа 6 минут после взлёта, столкнулись при развороте на высоте около 10000 м. В результате столкновения один из самолетов взорвался в воздухе. Второй самолет потерял управление и перешел в беспорядочное падение, при столкновении с землей разрушился и сгорел. В разбившихся самолетах были 3 курсанта авиационного училища. Курсанты проходили госполеты. Погибли 16 членов экипажа и 3 курсанта. Спаслись 2 члена экипажа (майор и прапорщик).
|
10.01.1978
|
Ту-95РЦ
|
65МРТС106
|
М-р Вейшнарович Г. П., 1кл.
|
304 ОДРАП Хороль
|
10
|
Самолёт упал в Тихий океан восточнее Японских островов при выполнении полёта на обеспечение запуска космического объекта. Вылет был из Хороля ночью в СМУ ведомым в паре п/п-ка Гречко АА.. На высота 8400 м, встретив фронт, при облачности до 8500 м, Гречко принял решение увеличить высоту полёта. Через 5 мин связь с ведомым прекратилась. В районе предполагаемого места падения обнаружен пустой МЛАС-1. Экипаж 10 человек погиб.
|
??.??.1979
|
Ту-95
|
|
|
ДА
|
7
|
??.??.1979
|
Ту-95
|
|
|
ДА
|
7
|
При выполнении учебной стрельбы из бортовых стрелковых установок Ту-95 на них произошло нарушение герметичности кислородной системы, и на борту обоих возник пожар. Самолёты упали в Чёрное море.
|
28.01.1982
|
Ту-95М-55
|
№ 8800601
|
Кульчицкий Н. Е.
|
ЛИИ МАП Жуковский
|
10
|
Катастрофа самолёта при взлёте в сложных метеоусловиях, экипаж: кк Кульчицкий Н. Е., пкк Шкатов В. И., шк Шевцов А. С., вшк Николаичев А. И., Горсткин И. Н., Жилин А. А., Серман В. Э., Амплеев В. Я., Сангатулин Х. И., Макаров К. П. — погибли, похоронены в Жуковском.
|
25.01.1984
|
Ту-95РЦ
|
|
М-р Вымятнин В. К. 1кл.
|
392 ОДРАП
|
7
|
Аэродром Оленья Кольский п-ов, падение после отрыва от ВПП. В 2ч 30 мин, при облачности 3 балла, видимости 10 км температуре −17гр. через 1 мин 55сек в процессе взлёта и наборе Н=350 м при V=346км/ч экипаж преждевременно убирает шасси и закрылки и с-т выходит на закритические углы атаки, с последующим сваливанием. Ситуацию лётчик не понял, мер по предупреждению не принял. Падение происходило с переменными кренами до 60 гр. с потерей поступательной скорости и вертикальной около 25м/с. Одной из причин катастрофы явилось нарушение центровки — вместо предельно допустимой 24,5 % было 24,55 % САХ. Экипаж погиб.
|
20.04.1984
|
Ту-142
|
|
П-к Зубков В. И. 1кл.
|
310 ОПЛАП Каменный Ручей (авиабаза)
|
7
|
Тренировочный полёт по маршруту на максимальную продолжительность в удалённые районы в порядке пары. Через 1ч 15 мин после взлёта на высоте 7200 м и скорости 730 км/ч в центре Охотского моря возникла аварийная обстановка. Борт перешёл на снижение с появлением чёрного дыма и белого шлейфа из правой плоскости, с последующим возникновением через 1 минуту очага огня и переходом с-та в правую нисходящую спираль с возрастанием крена до 60-70гр. Вероятная причина того, что экипаж не покинул борт — большие отрицательные перегрузки. Вероятной причиной катастрофы явилось разрушение элементов 3 силовой установки (обрыв лопастей или разрушение турбины) что привело к пожару с последующим кренением и крутой спирали в сторону отказавшего двигателя.
|
28.09.1984
|
Ту-95К
|
|
М-р Положий В. А.
|
1226 ТБАП
|
2
|
Экипаж после выполнения маршрутного полёта ночью из-за ухудшения метеоусловий был направлен на запасной аэродром Жана-Семей. Снизился под глиссаду. Посадку произвёл на повышенной скорости с опережением на переднюю стойку. После приземления передняя кабина отделилась, фюзеляж взмыл и упал на грунт левее ВПП, разрушился и частично сгорел. КОУ и ВСР погибли.
|
13.02.1985
|
Ту-95РЦ
|
|
М-р Кривенко С. Д. 1кл.
|
169 САП ТОФ Камрань
|
7
|
Вылетев ночью в СМУ с авиабазы Камрань (Вьетнам) в качестве ведущего пары при облёте побережья Южно- Китайского моря на восьмом часу полёта самолёт упал в море. За 50 минут до падения командир передал ведомому о прекращении выполнения задания и срезании маршрута напрямую на аэродром Камрань, не объяснив причину этого манёвра. Ведомый, следуя за ведущим на 15 км с превышением 300 м заметил по световому мигающему маяку энергичное перемещение ведущего вправо с последующим снижением, а затем принял по радио сообщение: «Падаем! Падаем! Кто меня слышит? Па…» Падение ведомый не видел — облачность с верхним краем 2000 м. Самолёт никто не покинул. Наиболее вероятная причина катастрофы — потеря управляемости из-за отказа одного из двигателей правой плоскости и невыход винтов в режим флюгирования, что привело к резкому разворачивающему моменту.
|
12.10.1985
|
Ту-95К
|
|
М-р Шарнин В. А.
|
79 ТБАП
|
6
|
Экипаж выполнял полёт по маршруту. Через 38 минут после взлёта на эшелоне 8500 м в горизонтальном полёте на скорости 750 км/ч штурман доложил: «Вспышка на левом двигателе!» По ошибочному поспешному докладу ШК при устойчивой работе всех четырёх двигателей лётчиками были необоснованно зафлюгированы винты исправного второго двигателя. Через 10 секунд старший техник зафлюгировал финты исправного первого двигателя. КК, пытаясь сохранить скорость, перевёл с-т на снижение и, когда высота стала опасной по условиям местности, допустил энергичный набор и вывел с-т на режим сваливания. В процессе сваливания ШК удалось покинуть с-т и приземлиться на парашюте. С-т при ударе о землю разрушился. Остальные шесть членов экипажа остались на рабочих местах и погибли.
|
25.08.1986
|
Ту-95РЦ
|
|
М-р Столяров С. А.
|
304 ОДРАП Хороль
|
10
|
Падение после отрыва от ВПП Кневичи из-за отказа управления. Через 2 м 47 с после взлёта на Н=500 м и V=470 началось самопроизвольное кренение с-та влево с возрастающей угловой и снижением. Это было вызвано самопроизвольным отклонением руля направления влево до упора. Отклонение элеронов и взятие штурвала на себя результатов не дали. На удалении 10 км от ВПП и с левым креном(80гр) и углом снижения 70 гр. с-т столкнулся с землёй и сгорел. Оператор радиоразведки пр-к Звягинцев покинул с-т в неуправляемом полёте на высоте 250—200 м, принудительно раскрыл парашют и спасся. КК команду на покидание с-та ввиду скоротечности ситуации дать не успел. Причина катастрофы — потеря путевой управляемости с-та из-за ухода руля направления в крайнее левое положение при балансировке с-та триммером. Экипаж 10 человек — погиб.
|
24.12.1987
|
Ту-95К
|
№ 6002209
|
М-р Бугаев А. П.
|
182 ТБАП
|
3
|
Комотряда выполнял тренировочный полёт по кругу при метеоминимуме погоды ночью. После набора высоты круга при полёте от второго к третьему развороту на высоте 400 м бортовой инженер доложил КК о срабатывании сигнализации обледенения с-та и по его команде включил противообледенительную систему двигателей и винтов. При этом за несколько секунд выключились 3,2 и 4 двигатели с автоматическим флюгированием из винтов. КК доложил о случившемся РП и приказал экипажу покинуть с-т. Пять членов экипажа покинули с-т и благополучно приземлились на парашютах. КК и ПКК пилотировали с-т с одним работающим внешним двигателем. Выпустив шасси и включив посадочные фары, они пытались выполнить вынужденную посадку вне аэродрома. Приземление произошло на вспаханное поле с большой вертикальной скоростью на основные стойки шасси с последующим разрушением с-та. КК и ПКК погибли на рабочих местах. ШК обнаружен мёртвым в 30 м от передней гермокабины.
|
6.11.2009
|
Ту-142МЗ
|
|
М-р Капкин В. Е.
|
568 ОСАП ТОФ Каменный Ручей (авиабаза)
|
|
Ту-142М3 борт №55 упал в воду при заходе на посадку после третьего разворота в акватории Татарского пролива, в 15-20 километрах от береговой линии. Погибло 11 человек.
|